Вторник, 23.01.2018, 08:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Научно-методические публикации по предмету "английский язык"

Интегрированные уроки английский язык+география, биология

Об уроке написано много, он всесторонне рассмотрен и исследован, вознесён и одновременно низвержен. Но, оттачиваясь тысячелетиями, урок стал незаменимым в организации деятельности школы.

«Наше образование долгие годы признаётся одним из самых лучших в мире, разве это не заслуга урока? Всё дело в том, что в России довольно серьёзно поставлен именно урок. Он неприкасаем, свят. Его нельзя просто так отменить, спрятать от постороннего глаза, заменить прогулкой. Для учителя он – почти всегда торжественно праздничен, да и для детей тоже; даже урок нелюбимого учителя. Урок – это всегда напряжение сил, организованность, ответственность и ответ» [2,24].

А что такое современный урок? В литературе приводится много определений понятия «урок», рассмотрим некоторые из них.

- «Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени» [7,149] .

- «Урок – это систематически применяемая (в определенных временных границах) для решения дидактических задач – образования, воспитания и развития учащихся (объединенных в коллективе класса) – основная форма организации учителем обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения» [4, 47].

Любой тип и вид урока может быть эффективным. А эффективность урока в большей степени определяется его структурой, которая зависит от целей, содержания изучаемого материала, методов, приёмов и средств обучения, уровня развития учеников, места урока в общей системе уроков. Кроме того, большое влияние на структуру урока оказывает творческий характер работы учителя.

Часто учителя, чтобы разнообразить изучаемый материал, используют различные виды уроков, но, если учитель – творческий человек, то эти уроки, одного и того же вида или типа, непохожи один на другой. И здесь стоит рассмотреть такое понятие, как нетрадиционный урок.

«Нестандартный (нетрадиционный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру» [5,384].

Внедрение новых, живых форм проведения урока является, безусловно, положительным фактом в учебно-воспитательном процессе.

Мнения педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. Но ведь появление таких уроков было связано с тем, что с середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям. Это было обусловлено разными причинами, например: ученики получали готовые знания, однообразие уроков, пассивность учащихся на уроке и многое другое. Отчуждение школьников от познавательного труда многие педагоги попытались остановить разными способами, и один из них – нетрадиционные, или иначе нестандартные, уроки, главная цель которых – возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

«В современных условиях в подавляющем большинстве ученики продолжают получать готовые знания, урок ведётся в форме монолога учителя. Если такой подход осуществлять регулярно, в течение длительного времени, то мы получаем ряд негативных последствий: неспособность к анализу, к самостоятельному осмыслению информации, к принятию независимых решений и т.д.» [6,83]. Все, и учителя, и тем более ученики, знают, что скучный, неинтересный урок длится бесконечно, становится невыносим. Урок же, насыщенный разнообразными формами активной работы, сопровождаемый объективной оценкой деятельности, проходит быстро, незаметно. «Детям необходимо не столько давать конкретные знания, сколько организовывать их для познания окружающего мира, для осознания новой реальности, своих целей и возможностей» [6,84]. Это, конечно же, намного сложнее, чем проводить традиционный урок, когда инициатива только в руках учителя. Но если говорить о развитии мышления каждого ребёнка, его воображения, инициативы, о чём всё чаще говорится в методической литературе, то всё-таки следует проводить нетрадиционные уроки.

Интегрированные уроки. Важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курса. Именно с этой целью в системе обучения применяют интегрированные уроки. « К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без нее нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы. С другой стороны, нежелательно объединять все предметы в единое целое, так как при этом они теряют свою индивидуальность, не позволяя учащимся четко узнать, что есть что» [1, 70].

Но все же ученикам нужно давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязи между разными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, которые изучаются в других областях. Учителя также по – новому видят и раскрывают свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный или то и другое вместе. Такие уроки позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Интегрированными уроками обычно считают такие уроки, которые представляют из себя результат совместной активной деятельности двух или более учителей и учащихся. Чаще такие уроки ведут два учителя, уже такой подход заинтересовывает учащихся, развивает их творческий потенциал. Но может вести эти уроки и один учитель. « Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также присутствовать на уроках коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии с планами, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин» [3, 89].

Таким образом, проведение интегрированных уроков способствует поддержанию интереса учащихся к изучению учебных предметов. Происходит это за счёт необычного проведения:

- урок ведут два учителя совершенно разных, на первый взгляд, предметов;

- на уроке чередуются задания, характерные для этих двух предметов;

- на уроке изучается материал обоих предметов (т.е. происходит симбиоз изучаемого материала).

ЦЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ: показать взаимосвязь предметов английский язык и биология, география, экология.

Интегрированные уроки = английский язык - биология, география = составлены на основе учебного материала учебника «Английский язык» УМК В.П. Кузовлева и других (в разделе Методическая копилка, подраздел Уроки, конспекты интегрированные уроки). В конспектах уроков были указаны цели уроков:

А - цели урока англ.языка

Б - цели урока биологии

Г - цели урока географии

Д - общедидактическая цель

ФОРМЫ РАБОТЫ: Во время проведения интегрированных уроков (англ.язык-биология, география, экология) нами были продуманы следующие формы работы, осуществляющие симбиоз знаний учащихся:

- Работа со схемой рейтинга. Учитель биологии предлагает учащимся угадать, какие способы для потери лишнего веса, а также, чтобы не набирать его, популярны в Великобритании. Игра проводится по типу игры "Пойми меня", когда класс делится на 2 группы, каждая из которых пытается открыть как можно больше строчек в рейтинге, чтобы заработать очки, обсуждая варианты и выбирая каждый раз только один, наиболее подходящий по их мнению. Варианты учащиеся называют по-английски, а затем по-русски. Т.о. учитель англ.языка проверяет правильность вариантов на англ.языке, учитель биологии - варианты на русском языке.

- Работа с сюжетной картинкой. а) Учитель биологии ведёт беседу с учащимися о том, что изображено на картинке. Затем учитель англ.языка просит детей подобрать к каждой изображённой ситуации (под номерами) подходящее высказывание, записанное на доске. б) Учитель биологии предлагает учащимся внимательно посмотреть на предложенную картинку и ответить на вопрос: "Почему, по их мнению, эти подростки такие бледные и усталые?" Учащиеся работают в командах; одна команда предлагает вариант ответа по-русски, а другая должна произнести этот ответ по-английски. Затем команды меняются местами.

- Работа с таблицей лексических единиц. Учитель биологии ведёт беседу с учащимися о том, какие экологические проблемы могут возникнуть, если мы не будем заботиться и беспокоиться о планете Земля. Параллельно они должны проговаривать эти высказывания на английском языке, используя предложенную таблицу.

- Установление причинно-следственных связей. Учитель биологии подводит детей к тому, что загрязнение природы является следствием практически каждого нашего действия, учащиеся проговаривают предложения в Simple Present Passive, устанавливая причинно-следственные связи.

- Работа в парах с тестом по определению характера питания учащихся с точки зрения здоровья. Учитель биологии предлагает учащимся определить характер их питания с точки зрения полезности и здоровья. Тест даётся на англ.языке.

- Составление схем - Работа с картой. Учитель географии задаёт вопросы по физико-географическому положению России одному из учеников, тот отвечает по-русски и показывает по карте; а учитель английского языка называет ученика, который проговаривает сказанное, но уже по-английски (работа по цепочке).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки»// География в школе. – 2002 г. - №3.

2. Безрукова В. «Достоинства и недостатки современного урока»// Директор школы. – 2004 г. - №1

3. Коложвари И. «Интегрированный урок»// Народное образование. – 1996 г. - №1.

4. Махмутов М.И.»Современный урок» - М.: Педагогика. – 1985 г.

5. Подласый И.Б. «Педагогика» - М.: Просвещение, Владос. – 1996 г.

6. Синенко В. «Слово об уроке»// Народное образование. – 2002 г. - №8.

7. Скаткин М.И. «Совершенствование процесса обучения». – М. – 1974 г.

8. Тихонова Н.А. Психологические особенности старшего школьника//ж. География в школе, 1999 - №3

9. Учебник «Английский язык 7» под редакцией Кузовлева В.П. и других: М., Просвещение – 2003 г.

10. Учебник «Английский язык 9» под редакцией Кузовлева В.П. и других: М., Просвещение – 2003 г.

11. Учебник «Английский язык 10-11» под редакцией Кузовлева В.П. и других: М., Просвещение – 2003 г.

Категория: Научно-методические публикации по предмету "английский язык" | Добавил: Svetlyachok (24.03.2014)
Просмотров: 647 | Теги: нестандартный урок, интегрированный урок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Баннеры
Банк Интернет-портфолио учителей
Результат участия
Общероссийский рейтинг школьных сайтов