Вторник, 26.09.2017, 06:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Научно-методические публикации по предмету "английский язык"

Метод проектов на уроках английского языка. Роль учителя в проектной деятельности обучающихся

                В последние годы «проекты» стали очередной методической модой. Это полезный вид работы, хотя для отечественной методики не новый. «Проект» - новое название того, что раньше называли «творческая работа».

                О проектах пишут, что это – творческая работа, развивающая инициативность и самостоятельность учащихся, основанная на межпредметных связях, ориентированная на окружающий мир и направленная на решение проблем, проводимая индивидуально или в группах, предполагающая учёт интересов учащихся.

               Зимняя И.А. и Сахарова Т.Е. дают следующее понятие: проект – самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

               Но для всех ли учеников возможно выполнение проекта самостоятельно? Могут ли учащиеся выполнять проекты без учителя, без его помощи в разных вариантах? Или же проект является совместной спланированной работой как минимум двух людей – учителя и ученика?

                Метод проектов относится к деятельностно-ориентированному подходу. А это значит, что обучение  идёт через деятельность – learning through doing – и ведёт к овладению искусством коммуникации. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку – The motivation lies in the project itself.

             Какова же роль учителя в проектной деятельности? И здесь, в зависимости от того, что требуется на определенном этапе выполнения проекта, мы можем выделить разные роли учителя.  Рассмотрим это на примере работы над проектом "A village profile” 11 класс.

1.     На первом этапе учитель должен быть руководителем, и эта роль будет видна на протяжении выполнения всего проекта.  Учителю нужно заранее спланировать поэтапное воплощение проекта в реальность и проследить за последовательностью всех этапов. 

-       Во-первых, учитель выбирает тему и подтемы, над которыми будут работать он и ученики – у нас это тема «Профиль деревни Харута»,  подтемы – географическое расположение, климат, природа, достопримечательности окрестностей посёлка, инфраструктура посёлка, население и их интересы.

-       Во-вторых, он может разделить учащихся на отдельные группы, каждая из которых будет выполнять свой вид работ.  Деление проходило по тем подтемам, что даже выше.

2.     Лингвист. Если необходимо, а у нас это  урок иностранного языка, и это обязательное условие, учитель подбирает и отбирает лексический материал, который может понадобиться при оформлении проекта, чтобы учащимся было легче решить коммуникативную задачу.

3.     Если нужно – узнаёт недостающую информацию по данной теме, чтобы быть компетентным, то есть здесь можно выявить такую роль, как специалист широкого профиля. Здесь учитель может пользоваться любыми методическими материалами, в основном краеведческими, в соответствии с темой проекта.

4.     Учитель продумывает возможные трудности, ошибки, которые неизбежно могут возникнуть при работе над проектом, и способы их разрешения, в том числе продумывает доступ к различным ресурсам, источникам информации и к другим специалистам. Здесь он выступает в роли консультанта. Данный проект учащиеся выполняли в виде презентаций в программе Power Point, поэтому учитель обратил внимание учащихся на полученные знания на уроках информатики.

5.     В ходе выполнения следит за процессом выполнения, помогает и направляет мысль учащихся, повышает мотивацию, таким образом, можно сказать, что он выступает в роли энтузиаста.

6.     В конце, когда проект уже готов и представлен, учитель даёт анализ результатов выполненного проекта, как в целом, так и отдельных частей. Здесь мы видим роль эксперта.  Причём анализ идёт всех составляющих компонентов проекта – вовлечённость каждого учащего, стилевое оформление (использование нужной и правильной лексики и грамматических правил), визуальное оформление презентаций.

Это, конечно, лишь примерный перечень тех ролей, которые может выполнять учитель. И в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от характера взаимоотношений между участниками проекта (чаще всего это класс), от проблемы, которую должен решить проект, количество и качество ролей может существенно меняться.

Также, здесь следует учитывать, в какой форме проводится проект – будет это проходить в рамках классно-урочной системы или же это будет отдельным видом работ, который используется на уроках наряду с другими методами обучения.

Наибольшую эффективность, с нашей точки зрения, представляют проекты, проводимые в рамках классно-урочной системы. В этом случае реализация проекта занимает больше времени, чем один урок. Лучше всего, если это будет спаренный урок или серия (4-7) уроков. В этом случае выполняя на каждом уроке один из этапов работы, учащиеся отрабатывают лексический, грамматический материал, используют опыт глобальной сети Интернет, которая даёт условия для получения любой необходимой информации, делают черновые варианты проектов, которые впоследствии они дополняют, при желании и необходимости изменяют.

Из всего вышеизложенного следует, что самостоятельность выполнения проекта условна. Учащиеся могут попробовать выполнить проект без чьей-либо помощи, но так как суть метода проектов – это результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реально практической деятельности, то помощь учителя может понадобиться на любом, если не каждом, этапе реализации проекта. Поэтому можно сказать, что проект является совместной спланированной работой как минимум двух людей – учителя и ученика, в котором активная роль отводится учащемуся, а «пассивная» - учителю. Только в этом случае учащийся может почувствовать себя независимым, самостоятельным.

Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, которая ведёт к успешному овладению иностранным языком.

Таким образом, используя проекты можно с успехом проверить и оценить уровень сформированности продуктивных коммуникативных речевых умений, таких как письменная и устная речь. Работа по составлению проектов даёт возможность каждому ученику совершенствовать свою коммуникативную компетенцию на родном и  иностранном языке во всех видах речевой деятельности. А также формирует умение и потребность к самообразованию и самосовершенствованию. Кроме всего этого, большое значение заключается в том, что работа имеет логическое завершение в оформлении итогового проекта. Это имеет практическую ценность, так как приучает детей к необходимости закончить любую работу.

Категория: Научно-методические публикации по предмету "английский язык" | Добавил: Svetlyachok (23.03.2014)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Баннеры
Банк Интернет-портфолио учителей
Результат участия
Общероссийский рейтинг школьных сайтов