Вторник, 13.11.2018, 23:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Научно-методические публикации по воспитательной работе

Уроки профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Образование является одним из важнейших факторов, содействующим утверждению демократии и равенства в обществе. Посредством системы образования передаётся культура, воспроизводятся и создаются социальные функции и статусы личности.

Но в последнее время образование на своём пути сталкивается с различного рода трудностями. Так, например, психологию молодого поколения сегодня характеризуют повышение уровня потребительства, духовная пустота и другие негативные черты.

Появлению данных качеств, несомненно, способствует влияние СМИ, Интернета. Сегодня СМИ и Интернет скорее разрушают сознание несовершеннолетних, чем воспитывают и образовывают: ежедневные программы со сценами насилия и жестокости пропагандируют и насаждают нравственный беспредел. Горы аудио и видеопродукции определенного содержания превращают сознание детей в «мусорную корзину».

Возможно, следствием этого становится тот факт, что молодёжь стала более грубой, жестокой, агрессивной. Помимо СМИ и Интернета не менее важное место в формировании агрессивности подрастающего поколения занимает и семья.

О значении семьи как главного фактора воспитания личности говорят многие классики психологии. Ведь основа правильного развития человека – это нравственное развитие, а нравственность начинается в первую очередь с родителей и также с педагогов: с примеров поведения, с обучения морально-этическим нормам, через приобщение к культуре.

Согласно концепции А.Адлера и Г.С. Салливана, причины асоциального поведения молодёжи заключаются в негативном влиянии среды, и в первую очередь – через воспитание в семье.

Анна Фрейд установила, что агрессивность в форме буйных припадков ярости и злости порождается конфликтами, плохими условиями жизни в семье.

По мнению Зигмунда Фрейда, степень агрессивности можно изменять с помощью воспитания, так как агрессивность усиливается неправильным воспитанием, и при этом у человека формируются защитные реакции.

Известно, что все правонарушения совершают ребята из неблагополучных семей (80% неполные семьи, 90% деградирующие, где родители пьют, скандалят, устраивают драки).

Поэтому-то много ответственности лежит на школе, на классных руководителях. Ведь их основная задача – воспитание подрастающего поколения, в русле нравственности, доброжелательности, терпимости к другим людям. Но это возможно только в том случае, если педагог знает особенности каждого своего воспитанника: условия его жизни, состав и взаимоотношения в семье, взаимоотношения с классным коллективом и мн.др.

В том числе педагог обязан опираться на психологические особенности своих подопечных, так как именно они показывают, способен ли данный ученик на правонарушение, и каков он – управляемый кем-то более сильным или лидер, ведущий за собой других таких же детей.

Именно поэтому в нашей школе была создана творческая группа, в которую вошли директор и заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, психолог, социальные педагоги. Работа над созданием программы воспитательной работы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» велась в течение 4-х лет.

Разрабатывая эту программу, коллектив исходил из особенностей микроклимата посёлка, опираясь на Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». За время работы было собрано достаточно большое материальное и методическое обеспечение.

Так, например, в ходе работы над составлением данной программы, коллектив пришёл к следующему: профилактика правонарушений среди учащихся школы не может осуществляться без исследования мотивов такого поведения. Так как в мотиве опредмечиваются потребности и интересы, он формируется под влиянием влечений и эмоций, установок и идеалов. Выявление и изучение мотивов противоправного поведения несовершеннолетних важно для решения общих задач профилактики подростковой преступности. Значительная часть правонарушений совершается из озорства, неправильной оценки ситуации, стремления показать «мужские» черты характера, из следования чужому влиянию, стремления завладеть особо привлекательной для подростка вещью и т.п.

Часто несовершеннолетние демонстрируют безрассудную, порой бессмысленную решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки», которая проявляется в стремлении любой ценой продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность.

Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива правонарушения, как «неприязненные личные отношения». В основном именно поэтому, возникают драки между учащимися, хулиганство, наносится вред здоровью.

Новым в последнее время является мотив «самосохранения и самозащиты». Это проявляется в том, что подростки, в силу слабой социальной защищенности, вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия.

Поэтому считаем, что залогом успешной профилактической деятельности и практической работы является выявление субъективных причин преступного поведения, их мотивов, и не только педагогическим коллективом, но и самими детьми в классах.

Отсюда главное в программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» – воспитание у учащихся умения противостоять негативным явлениям в обществе, находить выход из экстремальных ситуаций. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить опыт неагрессивного поведения, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программу рекомендуем использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Материал программы достаточно обширный, но в то же время компактный. В этих занятиях даются определённые понятия, которыми дети в настоящее время должны оперировать: знать их, понимать суть происходящее вокруг, уметь называть всё своими словами. Детям такие занятия нравятся, они ждут их, так как они сами (но под руководством учителя) приходят к пониманию своих поступков, узнают, что может ждать их за правонарушения.

В содержание деятельности данной программы входит воспитание неагрессивного поведения. Для того чтобы дети вели себя неагрессивно, умели справляться с собственными негативными чувствами, нужно научить их определению негативных эмоций, знанию способов перевода агрессивных проявлений в доброкачественные. Для того чтобы ребёнок не стал жертвой насилия, важно научить его быстрой «диагностике» насилия, умению применять способы противодействия ему, а ещё лучше – его предупреждения, что далеко не всегда умеют делать даже взрослые.

Задачи, стоящие перед коллективом на пути решения главной цели программы;

• создание чувства безопасности (физической, психологической, эмоциональной),

• создание позитивного самоотношения с окружающим социумом,

• развитие умений устанавливать и поддерживать дружеские отношения,

• формировать у учащихся правосознание и воспитывать в них гражданскую ответственность,

• показать негативные последствия пренебрежения правовыми нормами,

• воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правового поведения в школе, дома, в общественных местах,

• формировать у школьников умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей,

• развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций,

• учить искать достойный выход из сложных жизненных ситуаций.

Работа по реализации программы идёт по следующим направлениям:

1. правоохранительное направление (знакомство с законодательством, разъяснение последствий правонарушений),

2. психологическое направление (создание положительного психологического климата для всех участников педагогического процесса, через повышение стрессоустойчивости, выработку самостоятельность, приобретение умений общаться в сложных, критических ситуациях и мн.др.)

3. педагогическое направление (сплочение коллектива, предоставление возможностей для реализации и т.п.)

Таким образом, программа «Профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает изучение следующих проблем: женское и мужское начало; мужественность и женственность; зрелость, показатели зрелости; моё жизненное предназначение; дружный коллектив, что это значит; конфликты, как из них выйти, как его «свернуть»; что такое стресс и как из него выйти; что представляет собой проступок, правонарушение, шалость, вандализм, преступление; остановись у преступной черты; наркотики – путь в никуда; кто такие – соучастник, организатор, и т.п.

Формы реализации данной программы разнообразны:

• запись детей в кружки по интересам: изобразительного искусства, танцевальный, вокальный, «Умелые руки», разнообразные спортивные секции,

• тренинги и занятия с психологом, например, «Как выйти из конфликта», «Мой друг – какой он», «Идеальный класс – каким он должен быть» и мн.др.,

• беседы с представителями правопорядка,

• диспуты, беседы, лекции, конференции, проводимые на классных часах, на правовую тематику,

• классные мероприятия на сплочение коллектива, на развитие позитивных отношений между членами коллектива,

• ролевые игры, решение проблемных ситуаций, работа в группах по направлениям,

• внеклассные занятия в виде игры «Брейн-ринг», «Кто хочет стать знатоком права», «Правовая дискотека» и т.д.

На основе проведения занятий по данной программе хочется дать советы классным руководителям. Желательно в каждом классе установить правила, нравственные нормы принципы, опираясь на Устав школы и на жизненный опыт детей и их родителей, которые будут определять позитивное отношение детей друг к другу и к окружающим людям. Также считаем целесообразным, если классный руководитель приходит в класс не только на классные часы, но и во время переменок, после уроков на 5-10 минут, чтобы проанализировать прошедший день.

Предполагаемый результат в ходе реализации программы «Профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» считаем следующее: воспитание гуманной личности учащихся, понимающих ценности человеческой жизни, уважающих человеческое достоинство, способных к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательных.

Литература

1. Багреева Е. Образование, преступность и государственная безопасность/ж. Народное образование, №5, 2002.

2. Ватова Л. Вандализм. Что в его основе?/ж. Народное образование, №9, 2002.

3. Зиядова Д. Мотивы преступлений, совершаемых школьниками/ж. Воспитание школьников, №1, 2005.

4. Из опыта работы городского клуба старшеклассников "Право для каждого"//ж. Образование в современной школе, №11, 2002.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних./ж. Народное образование, №9, 1999.

6. О новом курсе "Основы правовой культуры"//ж. Учитель, №2,2002.

7. Онопрюк В. Преступления, совершаемые подростками/ж. Воспитание школьников, №2, 2005.

8. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы. Конспекты занятий/Сост. О.В. Летнева - Волгоград: Учитель, 2005. Мизева И. А.

9. Предупреждение насилия в школе/ж. Воспитание школьников, №3, 2006.

Категория: Научно-методические публикации по воспитательной работе | Добавил: Svetlyachok (03.04.2014)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Баннеры
Банк Интернет-портфолио учителей
Результат участия
Общероссийский рейтинг школьных сайтов