Четверг, 23.11.2017, 01:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Научно-методические публикации (разное)

Критериальное оценивание в условиях ФГОС
Вступительное слово.
В начале данного мастер-класса я бы хотела обратить ваше внимание на следующие вопросы.
Анкета для учителей:
1. Удовлетворяет ли вас существующая 5бальная система оценивания?
a) да
b) нет
2. Полностью ли вы используете шкалу оценок: 5 4 3 2 1?
a) да
b) нет
3. Какие другие шкалы оценивания вам более импонируют?
a) десятибалльная
b) стобалльная
c) словесная (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)
d) критериальная
e) иное
4. Используете ли вы в системе работы критериальное оценивание?
a) да
b) нет
c) затрудняюсь ответить
Тема данного мастер- класса…. попробуйте сформулировать сами.
 
Основная часть.
Традиционно в большинстве школ РФ сохраняется система оценивания, построенная на системе из 5 баллов.
Прежде давайте попытаемся разобраться, что может означать выставленная в журнал цифра по пятибалльной шкале.
Если вдуматься: всё и ничего. 
Учитель, ставя её в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегральным показателем:
a) уровня обучающегося относительно определенного эталона,
b) уровня обучающегося относительно класса в целом,
c) уровня обучающегося относительного его же самого в предшествующий период.
Причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только в результате беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.
Думаю, некоторые из вас сейчас подумали о себе. Наверняка, у многих из вас бывали такие ситуации.
 
Какие же функции выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.
1. Нормативная функция включает в себя с одной стороны, фиксирование достижений конкретного обучающегося относительно утвержденного государственного эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, которые соответствуют успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны – административное отслеживание успеваемости отдельных обучающихся, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.
2. Информативно-диагностическая функция, включающая осново-полагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию обучающихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных обучающихся.
3. Карательно-поошрительная функция, связанная с мотивацией деятельности обучающихся; не требует дополнительных пояснений.
Суть оценивания.
Оценивание может быть разным:
• диагностическое,
• формативное(формирующее),
• суммативное (итоговое).
 
Но в последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оценивание обучения.  Чем они отличаются друг от друга?
Предлагаю вам ознакомиться со следующей таблицей и ответить, что является формативным оцениванием и что - суммативным.
 
Оценивание для обучения                                                      Оценивание обучения
Непрерывный процесс.                                                           Определенный период времени.
Причины слабых и сильных сторон обучающихся.                    Предоставление отчетности.
Корректировка деятельности.                                                 Констатирование уровня усвоенности.
Предполагает обратную связь.                                               Соотношение достижений с установленными
                                                                                                            нормами.
Учитель – не единственный оценщик.                                     Предусматривает выставление оценок.
Направлено на улучшение обучения.                                      Направлено на подведение итогов.
Наблюдение.                                                                          Основано на нормативных документах.
 
Формативное оценивание.                                                       Суммативное оценивание.
 
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения. 
Этот вид оценивания дает учителю возможность отслеживать процесс продвижения обучающихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а обучающемуся осознать большую степень ответственности за своё образование.
 
С техниками формативного оценивания вы можете  ознакомиться в приложении 1.  Думаю, некоторые их них вы применяете на своих уроках. 
 
Критериальное оценивание.
А что же такое критериальное оценивание и чем оно отличается от формативного и суммативного, спросите вы.
 
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.
 
И здесь самое главное, что нужно знать при применении критериального оценивания, сравнение должно идти только с самим самой (вчера не умел, а сегодня получилось), но не с другими участниками образовательного процесса. 
 
Можно выделить базовые принципы, положенные в основу критериального оценивания, как новой системы оценивания.
1. Постоянство – оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом включенное в образовательную практику.
2. Включенность – обучающиеся должны включиться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая способностьпонимать и выбирать критерии, давать содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному результату, и уметь оценивать себя.
3. Критериальность – контроль и оценка строятся на критериальной основе, совместно выработанной учителем с обучающимися. Это подразумевает то, что они будут известны и педагогу, и обучающимся.
(Критерий – это признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.)
4. Приоритет самооценки – образовательный процесс строится таким образом, чтобы у обучающегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей; самооценка должна предшествовать оценке учителя. 
 
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки, критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования.
 
Что необходимо обучающимся для критериального оценивания?
1. Знание и понимание обучающими цели обучения.
2. Знание и понимание обучающими критериев оценивания.
3. Умение анализировать свою работу.
 
Что происходит на уроке при критериальном оценивании? Представляю вашему вниманию универсальный алгоритм.
1. Определение цели работы. (Какое задание? Что требуется сделать?)
2. Разработка критериев. (Что нужно сделать, чтобы выполнить задание правильно? Ответы детей и есть критерии)
3. Выполнение задания.
4. Оценочная деятельность по критериям. (Как оценим работу?)
5. Рефлексия выполнения задания. (Удалось ли выполнить задание? Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось?)
 
Использование данного алгоритма на каждом уроке делает процесс обучения более технологичным.
 
Из опыта использования на уроках критериального оценивания.
Применение на уроках критериального оценивания можно начинать с любого класса. Но, более эффективным, с моей точки зрения в школе-интернат оказалось применение на 5-х классах.
Пятые классы Ненецкой школы-интернат являются классами, в которых применяются все положения описанные в ФГОС второго поколения.  А это значит, что уже в начальной школе они учились «по-новому». Но, на самом деле, оказалось, что учителю начальных классов не все удавалось применить на своих уроках. 
 
В школе есть два пятых класса, 
• 5а класс – основной класс, 6 обучающихся, из них 1 ученица изучала английский язык со 2-го класса, остальные с 4-го, 2 ученика в диагнозом ЗПР; 
• 5б класс – коррекционный класс, 6 обучающихся, все с диагнозом ЗПР.
Характеристика классов. В сентябре 2014 года в обоих 5-х классах 
• практически отсутствовала адекватная самооценка, она была или повышенная, или пониженная; 
• цель обучения на каждом уроке или в начале изучения модуля могли назвать лишь частично; 
• сделать анализ своей работы за урок или за период выполнения отдельного задания могли с трудом, 
• назвать в чем испытывают трудности, что нужно «подтянуть», вы учить, запомнить могли с трудом.
• Интереса к изучению английского языка не наблюдалось, часто дети говорили, что они ничего не знают и не умеют.
 
Но в ходе планомерной работы по теме мастер-класса можно сделать вывод о следующем:
• в 5 а классе сформирована адекватная самооценка у 4-х обучающихся, у 1 ребенка – пониженная, еще у 1 – повышенная; цель в начале уроке могут определить на 75%; дать полный анализ своей работы, в том числе отметить проблемы, могут 5 из 6 человек.  Интерес к изучению предмета проявляют 5 обучающихся из 6.
• в 5 б классе адекватная самооценка сформирована у 3-х обучающихся, у остальных 3х- повышенная; цель в начале урока могут определить на 50%; дать полный анализ своей работы могут 2 из 6 человек. Интерес к изучению предмета эпизодический, часто зависит от самочувствия обучающихся.
 
Поначалу работа в данном направлении шла с трудом, но на сегодняшний момент не возникает никаких проблем, так как дети уже научены и сами могут определить цель урока, цель изучения целого модуля, назвать критерии оценивания и оценить себя и друг друга на отдельных этапах или в конце урока.
 
Но сегодня мне хотелось бы более подробно остановиться на критериальном оценивании итоговых работ.
В отличие от существующего варианта проведения контрольной работы и выставления итоговой оценки по окончании изучения определенной темы или модуля, при критериальном оценивании не менее чем за неделю до констатирующей (итоговой) работы обучающимся должна быть предоставлена полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки = все это указано в оценочном листе.
 
Моделирование.
Предлагаю вашему вниманию контрольную работу для 5 класса и оценочный лист к ней (Приложение 2). Это один из вариантов, но, на мой взгляд, он наиболее полно дает обучающимся информацию об оценивании по изученной теме. Здесь вы видите задания, критерии оценивания, здесь же указано где находится в учебнике то, что нужно повторить перед контрольной работой, а также указаны виды заданий (A, B, C, D…). 
Таким образом, можно выделить, что должно быть и может быть в оценочных листах:
• критерии,
• информация для повторения с указанием номеров и страниц в учебнике,
• рубрикатор (инструкция для оценивания),
• самооценка ребенка,
• оценка учителя.
Напомню, что данный оценочный лист дается за неделю до контрольной работы, обучающиеся приходят на контрольную с этим же листом, и после выполнения контрольной работы повторно оценивают себя, затем учитель оценивает каждого обучающегося. Таким образом, с одним листом мы формируем у обучающихся адекватную самооценку (прогностическую и ретроспективную), которая сравнивается ещё и с оценкой учителя.
 

Оценочный лист

к тесту Модуля 3 по английскому языку

(УМК Spotlight, 5 класс)

Критерии

Номера заданий

возможные баллы

самооценка обучающегося

оценка учителя

1

Знать базовую лексику модуля 3 по темам (дом, комнаты – стр.46, мебель – стр.48)

 

0-1

 

 

2

Уметь подбирать окончания составных названий комнат, мебели

А, 1-8

0-2

 

 

3

Уметь подставлять лексику (дом, комнаты, мебель) в предложения по смыслу

В, 9-18

С,

19-24

0-2

 

 

4

Знать предлоги (стр.50, GR2)

 

0-1

 

 

5

Уметь употреблять предлоги в предложениях

D,

25-30

0-2

 

 

6

Знать правило «Оборот there is/there are» (стр. 49 GR2)

 

0-1

 

 

7

Уметь употреблять оборот there is/there are, его формы (положительную и отрицательную) в предложениях

Е,

31-35

F,

36-39

0-2

 

 

8

Уметь отвечать на вопросы по теме «Описание дома»

G,

40-44

 

0-2

 

 

9

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Н,

45-49

0-2

 

 

10

Уметь выделять нужную информацию на слух при прослушивании текста

I,

50-54

0-2

 

 

 

Итого

 

17

 

 

Система балльного оценивания:

«0»-«1»

      «0» - нет

      «1» - знаю почти все слова, все правила, умею читать, понимание

«0»-«2»

     «0» - нет, не сделано

     «1» - не в полном объёме, частично, с помощью (1-2 ошибки)

     «2» - да, сделано (без ошибок)

Уровни выполнения работы:

оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий

ниже низкого

баллов

95-100%

75-94%

50-74%

30-49%

менее 30%

Тест Модуля 3 по английскому языку (5 класс) можно найти в Test booklet (контрольные задания) к УМК Spotlight.

Предлагаю вам сейчас попробовать самим составить такой оценочный лист, но не на всю контрольную работу, а лишь на часть заданий одно из модулей.
(консультации, обсуждение)
 
Вывод.
«Оценочные шкалы должны быть все время разные, чтобы система оценок не была привязана только к пяти-десяти-сто балльной шкале, а обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости ученика. К примеру, показывала разницу между пятнадцатью и пятью ошибками в диктанте у ребенка с логопедическими проблемами» 
(Г.А. Цукерман)
Проблемы оценивания и его объективности остро стоят и перед учителями в практике преподавания, и перед обучающимися для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать обучающегося к продвижениям по отношении к самому себе. оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса, к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
 
Рефлексия.
В качестве рефлексии по данному мастер-классу хочу предложить вам одну их техник формативного оценивания работы на выбор: одноминутное эссе, обобщение в одном слове.
 
Использованные источники.
1. Ильина Е.А. Критериальное оценивание// http:festival.1september.ru/article/588262/
2. Колбина Е.В и др. Использование критериальнойсистемы оценивания учащихся на уроках математики// http:festival.1september.ru/articles/621737/    
3. Критериальное оценивание в начальной школе. Матвеева Е.И. и др. – М.: Вита-пресс, 2013.
4. Макарова Е.Г. Мастер класс «критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»//http:www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/54799/54799.html
5. Цукерман Г.А. оценка без отметки. – Москва –Рига – 1999.
Категория: Научно-методические публикации (разное) | Добавил: Svetlyachok (28.05.2015)
Просмотров: 3848 | Теги: критериальное оценивание, реализация фгос, как учить детей оценивать по критер, алгоритм выработки критериев на уро | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Баннеры
Банк Интернет-портфолио учителей
Результат участия
Общероссийский рейтинг школьных сайтов