Четверг, 23.11.2017, 01:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Научно-методические публикации (разное)

Стабильность Конституции РФ как основа национальной безопасности и общественно-политической стабильности

Постоянные кризисные явления конца XX – начала XXI веков способствуют росту интереса мирового сообщества к проблемам безопасности. Острота данных явлений напрямую ставит вопрос о дальнейшей судьбе, как всего человечества, так и России в частности. Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия её внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки и внедрения эффективных мер, которые направлены на практическое разрешение основных проблем обеспечения национальной безопасности[1].

В данном эссе я попытаюсь дать своё видение сущности национальной безопасности и общественно-политической стабильности, а также, каким образом конституция Российской Федерации может выступать в качестве основы этих явлений.

И прежде чем делать какие-то выводы, хотелось бы обратить внимание на понятия национальная безопасность и общественно-политическая стабильность, изучить основные их составляющие. С этой целью мною были изучены разные источники.

Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Безопасность является важнейшей целью и основной потребностью, как отдельного человека, так и различных сообществ людей. Ещё в древности проблема безопасности родилась как особое общественное явление, которое укреплялось и расширялось по мере возникновения и разрастания различных угроз и опасностей для человека. В литературе безопасность трактуется под углом зрения различных подходов. Но всё же все эти понятия объединяет одна общая черта: в современных условиях основной целью обеспечения безопасности является защита человека и общества, их прав и свобод, создание благоприятных условий для развития личности и государственности, защита всех жизненно важных национальных интересов.

Таким образом, национальная безопасность представляет собой сложную, динамическую систему, в основе которой лежит триединство отношений базовых социальных субъектов – личности, общества и государства. Здесь следует обратить внимание, что формирование и функционирование этой системы обуславливается воздействием  множества факторов, таких как: исторические, географические, этнические, демографические, социально-политические, экономические, культурные, религиозные и т.д.

Исходы из содержания и особенностей различных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, обществу и государству национальная безопасность включает в себя:

-       государственную безопасность – понятие, которое характеризует уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз,

-       общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищённости личности и общества, в основном, от внутренних угроз общеопасного характера,

-       техногенную безопасность – уровень защищённости от угроз техногенного характера,

-       экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий,

-       экономическую безопасность,

-       энергетическую безопасность,

-       информационную безопасность,

-       безопасность личности[2].

Но это только один из подходов к определению понятия национальная безопасность.

Стоит обратить внимание на определение, которое даёт российский политолог Н.А. Косолапова. По её мнению национальная  безопасность – это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищённости от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации[3].

Ключевым словом в данном определении для меня стало – стабильность.  Синонимами слова «стабильность» являются «постоянство», «неизменность», «устойчивость». Стабильность – это общее понятие, характерное для любого государства. В зависимости от социальных сфер можно вести разговор об экономической,
политической, идейно-психологической и т.п. стабильности. В этом ряду особое место занимает военно-политическая и стратегическая стабильность, предполагающая  устойчивость  и  упорядоченность  военно-политических

отношений между государствами, сохранение имеющегося баланса вооружений, сил, характера военной деятельности.

И вот мы переходим к понятию политическая стабильность.  В отечественной литературе под политической стабильностью понимается:

-       система связей между разными политическими субъектами, характеризуемая определённой целостностью и эффективностью функционирования самой системы;

-       упорядоченные процессы в политике, противоречивость и конфликтность которых регулируются с помощью политических институтов;

-       согласие основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития;

-       состояние политической жизни общества, проявляющееся в устойчивом  функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, связанное с сохранением и совершенствованием структур с качественной их определённостью;

-       совокупность политических процессов, обеспечивающих бытие и развитие политических субъектов в политической системе[4].

Здесь хочется обратить внимание на один факт: в литературе рассматривается именно понятие политическая стабильность, а не общественно-политическая, как указано в теме данного эссе. Но ведь все действия в данном направлении связаны с населением государства, с обществом его населяющим. Соответственно, непременным условием политической стабильности являются устойчивые отношения между проживающими на территории страны и государства народами.

Далее, чтобы подвести итог и сделать заключение по выбранной мною теме, считаю важным рассмотреть наиболее популярные подходы к определению политической стабильности в западной политологии.

При одном из подходов, под стабильностью понимается отсутствие в обществе реальной угрозы неправомочного насилия или наличие у государства возможностей, позволяющих в кризисной ситуации справиться с ним.  Также стабильность рассматривается как функция демократии, которая включает в себя, в том числе, участие граждан в управлении государством посредством   институтов   гражданского   общества.   Видно,   что   данная трактовка западных политологов совпадает с одной из вышеуказанных трактовок отечественных политологов.

При втором подходе, стабильность интерпретируется и как функционирование одного правительства в течение некоторого продолжительного периода времени, предполагающее, соответственно, его умение успешно адаптироваться к меняющимся реалиям.

При следующем подходе, стабильность рассматривается как отсутствие структурных изменений в политической системе или как наличие способности управлять ими. Иными словами, в стабильной системе либо политический процесс не приводит к радикальным переменам, либо, если таковые перемены имеются, они подчинены стратегии заранее разработанной правящей элитой. Оба этих подхода также находят отражение в подходах отечественной политологии.

И наконец, последний подход, в котором определяющим фактором стабильности может считаться наличие конституционного порядка, который прописывается в основном документе любой страны.

Здесь хотелось бы вернуться немного в историю появления действующей Конституции в Российской Федерации, обратить внимание на  события, что произошли в России в 1990-х годах.

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

·        проект Конституционной комиссии

·        проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп.

Таким образом, в результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

Многие политологи  уделяют определённое внимание этому периоду вплоть до 2000 года, исследуя процесс политической стабилизации после нарушения политической стабильности.

Также они обращают внимание, что система обеспечения национальной безопасности и общественно-политической стабильности создаётся и развивается в соответствии с Конституцией и другими нормативно-правовыми актами государства, как например, Закон «О безопасности» от 1992 г., Концепция  национальной безопасности от 1997 года.

Таким образом, можно говорить о том, что стабильность главного документа страны – Конституции – является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, а также устойчивости всей правовой системы.

Также в литературе указывается, что стабильность конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.) и обеспечивается  действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра конституции[5].

В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы.

1.     Гибкие, порядок изменения которых является аналогичным порядку изменения обычных законов,

2.     жёсткие, порядок изменения которых существенно усложнён в сравнении с обычными законами.

На этом мне хотелось бы подвести итог моим размышлениям. По данному выше описанию групп конституций Конституция Российской Федерации относится к числу жёстких. Поэтому я считаю, что за счёт этого факта достигается стабильность Конституции нашей страны,  а именно, за счёт неизменности основных положений этого документа. А это в свою очередь и обеспечивает и является основой для национальной безопасности и общественно-политической стабильности нашей страны.

Каждый человек, независимо от того осознает ли, ощущает ли он это прямо или косвенно, пользуется этой стабильностью каждый день. В каких бы сложных политических и экономических ситуациях ни находилась наша страна, именно Конституция РФ обеспечивает движение государства вперед, сохранение и защиту тех стандартов, которые определены этим документом. Конечно, не все получается именно так, как хотелось бы. Но, наверное, ни в одной стране мира не удается создать условия, удовлетворяющие абсолютно всех. Однако сегодня Конституция работает,  и это неоспоримо.

Категория: Научно-методические публикации (разное) | Добавил: Svetlyachok (23.03.2014)
Просмотров: 975 | Комментарии: 1 | Теги: Национальная безопасность, конкурс эссе, стабильность конституции, общественно-политическая стабильнос, 20-летие конституции РФ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Баннеры
Банк Интернет-портфолио учителей
Результат участия
Общероссийский рейтинг школьных сайтов